Глава I.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодатель-ства основываются на следующих принципах:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регу-лирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лес-ном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Рос-сийской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственно-сти и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства про-изводства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве не-движимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуще-ствляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении дея-тельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществле-ны такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Фе-дерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на со-стояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местно-го самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возмож-ность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно кото-рому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, со-гласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначе-ния, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объ-ектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, уста-новленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осущест-вляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой ре-жим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенно-го использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Фе-дерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образо-ваний, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регули-рование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспе-чении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение при-надлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования привати-зации земли.
2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законо-дательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации нахо-дится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответ-ствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федера-ции, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные от-ношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных норма-тивных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут из-давать акты, содержащие нормы земельного права.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных норма-тивных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст-вующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо ох-раняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными уча-стками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установлен-ном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Ко-дексом, федеральными законами.
3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве по-стоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве по-жизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земель-ными участками (сервитут).

Статья 6. Объекты земельных отношений

Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин-форматики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установлен-ным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принад-лежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонировани-ем территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочис-ленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных фе-деральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федера-ции;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельско-хозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохо-зяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установ-ления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществ-ляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и за-конодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными за-конами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъек-тов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка пере-вода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отноше-ний;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности зе-мельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государствен-ного земельного контроля, землеустройства;
4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Рос-сийской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отноше-ний

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реали-зация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъек-тов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федера-ции или к полномочиям органов местного самоуправления.
2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отноше-ний

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отно-сятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муни-ципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земель-ными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Глава I.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в со-ответствии с федеральными законами.

Статья 11.2. Образование земельных участков

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за ис-ключением случаев, установленных федеральными законами.
4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участ-ки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, нахо-дящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государствен-ным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным уч-реждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собст-венности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте зе-мель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельско-хозяйственного назначения»).
6. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевла-дельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объедине-нии, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застро-енной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Россий-ской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной тер-ритории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документа-цией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в го-сударственной или муниципальной собственности

1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных орга-нов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дач-ным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гра-жданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого вла-дения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплекс-ного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застро-енной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Россий-ской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной тер-ритории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодек-са;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, мо-гут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуе-мого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмот-ренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков ука-зываются реквизиты таких документов.
4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земель-ные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при нали-чии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются зе-мельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Россий-ской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправ-ления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Статья 11.4. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раз-дела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дач-ному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом органи-зации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавли-вающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный уча-сток).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищ-ного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного уча-стка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градо-строительной деятельности.

Статья 11.5. Выдел земельного участка

1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которо-го осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый зе-мельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собст-венности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Феде-ральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 11.6. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и су-ществование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.
5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездно-го срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предос-тавлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого вла-дения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.
6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным уча-стком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков пре-кращается.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участ-ков.
3. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муници-пальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных уча-стков — физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в от-ношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса.
4. В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполни-тельными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмот-ренными статьей 29 настоящего Кодекса. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определя-ются указанным соглашением.

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

1. Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земель-ные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 — 11.7 настоящего Кодекса.
2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земель-ный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земель-ные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право по-жизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставле-нии образуемых и измененных земельных участков не требуется.
4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на осно-вании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое ис-пользование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды обра-зуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные дого-воры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
5. Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объ-единении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отноше-нии образуемых земельных участков в прежних границах.
6. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за ис-ключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних грани-цах. В случае, если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заклю-чении договоров, об изменении договоров.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градо-строительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодек-сом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образова-ний и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невоз-можности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняе-мые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют ис-пользовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и дру-гим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нару-шать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.