Глава 1.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные пра-вовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, по-вышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного ис-пользования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспро-изводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоро-вью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.

Статья 2. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных зако-нов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регули-рующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дру-гими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, поста-новлениями Правительства Российской Федерации.
5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, по-становлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные пра-вовые акты, регулирующие лесные отношения.
6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, по-становлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует лесные отношения.
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных наса-ждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Рос-сийской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральны-ми законами.

Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Россий-ской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль-ных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Феде-рации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 5. Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из по-нятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответст-вии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых рас-полагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным за-конодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в со-ответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собствен-ности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий опреде-ляются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участка-ми, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользо-вания лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограничен-ного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и пре-кращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодатель-ством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразде-ляются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
3. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 — 109 настоящего Кодекса.

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила са-нитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих рас-тений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые при-знаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые рас-положены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных терри-торий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не пре-дусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательст-вом и законодательством о животном мире.

Статья 12. Освоение лесов

1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рациональ-ного, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промыш-ленности.
2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выпол-няемых ими полезных функций.
3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эф-фективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продук-тов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоох-ранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совмес-тимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функция-ми.
5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструкту-ры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Статья 13. Лесная инфраструктура

1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается созда-ние лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).
2. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подле-жат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.
3. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.

Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура

1. Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатываю-щая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).
2. Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

Статья 15. Районирование лесов

1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесораститель-ные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
2. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроиз-водства лесов.
3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной ме-тодологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливае-мые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древе-сины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавлива-ются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Рубки лесных насаждений

1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процес-сы их спиливания, срубания, срезания.
2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допуска-ется осуществление рубок:
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заго-товки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безо-пасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Статья 17. Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений

1. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплош-ных рубок.
2. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
3. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводст-ва лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
4. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выбороч-ные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразую-щие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функ-ции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
5. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготов-ки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных частках.
6. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 18. Подсочка лесных насаждений

1. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, дре-весных соков.
2. Допускается только подсочка лесных насаждений, расположенных на лесных участ-ках, предоставленных для заготовки указанных в части 1 настоящей статьи лесных ресур-сов.
3. Порядок проведения подсочки лесных насаждений определяется правилами заго-товки живицы, а также правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и правилами сбора лекарственных растений.

Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов

1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
2. В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству ле-сов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собст-венности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, орга-ны местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выпол-нение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Феде-ральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
3. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
4. В случае если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без про-дажи лесных насаждений для заготовки древесины.
5. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроиз-водству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ре-сурсы

1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные до-бытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, рас-положенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Ко-декса, принадлежит Российской Федерации.

Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не свя-занных с созданием лесной инфраструктуры

1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и дру-гих линейных объектов;
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допус-каются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целе-вым назначением этих земель.
3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответст-вии с водным законодательством.
5. В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, допускается вы-рубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зо-нах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых ус-ловий для эксплуатации соответствующих объектов.
6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуа-тации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультива-ции.

Статья 22. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов

1. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответст-вии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятель-ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты соз-даваемых и (или) модернизируемых лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей ин-фраструктуры.
3. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Рос-сийской Федерации.

Статья 23. Лесничества и лесопарки

1. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
2. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
3. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) поселений, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
4. Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечи-вается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государствен-ной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.
5. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.